Церемония награждения прошла в знаменитом техасском зале Bass Performance Hall, построенном семьей меценатов Басс.
Надо заметить, что меценаство и волонтерство - это два ключевых понятия, определивших долголетнюю жизнь Конкурса Вана Клиберна в его родном Техасе. Как известно, этот Конкурс появился в 1962 году по инициативе Национальной гильдии преподавателей фортепиано и первым его козырем стал чек на сумму 10 000 долларов, выделенный доктором Ирлом Эллисоном на первую премию. С тех пор суммы "дарения" увеличивались, и сегодня размер первой премии достиг 50 000 долларов, 2-й и 3-й - по 20 000 долларов. Кроме того, финалисты, не ставшие лауреатами, получают по 10 000 долларов. И за всеми суммами стоят конкретные люди - меценаты. Именно благодаря их поддержке Cliburn Competition существует уже 51 год, а Техас теперь знаменит на весь мир не только ковбоями и быками, но и пианистами, получающими в Форт-Уорте старт в международную музыкальную жизнь.
При этом, создававшийся "по образцу и подобию" Конкурса Чайковского Cliburn Competition имеет абсолютно индивидуальный профиль: здесь, например, нет репертуарных ограничений - конкурсанты играют то, что им нравится. Зато усложнены "ступени" раундов - конкурсанты появляются на сцене 6 раз, играя 2 сольных программы по 45-50 минут в 1 туре (Preliminary), рецитал и камерный репертуар - во 2-м (Semifinal), 2 концерта с оркестром в 3-м туре (Final). Это тяжелейший марафон, создавший конкурсу репутацию одного из труднейших в мире.
Другой стороной конкурса является его особая дружелюбная атмосфера, которую создают волонтеры - энтузиасты, любители музыки, опекающие конкурсантов. По традиции конкурсанты живут не в отелях, а в домах волонтеров, имеют возможность приезжать сюда с членами семьи, волонтеры устраивают бесплатные пьяно-ланчи с участием конкурсантов, проводят симпозиумы, вечеринки.
Но главный козырь Cliburn Competition - трехлетние ангажементы на концерты в США и Европе для лауреатов, включающие также записи в студийном и лайф-режиме. У Cliburn Competition есть и критики, причем, по фундаментальным позициям. В состав жюри традиционно входят педагоги, чьи ученики участвуют в конкурсе. Больше всего среди них представителей Джульярдской школы. Второе - ангажементы, которые заключаются с лауреатами на три года. "А потом, - как заметил один из старейших американских импресарио Максим Гершунов, - музыкантов выставляют за дверь, потому что нужны новые имена".
В этом году Cliburn Competition впервые прошел без Вана Клиберна, но с посвящением его памяти. Кадры знаменитой хроники его "звездного часа" в Москве пробежали на экране во время церемонии награждения, и было диковинно в зале Bass Hall смотреть на парад на Красной площади, на возбужденное лицо Никиты Хрущева, яростно бьющего башмаком по трибуне. Ван Клиберн с его волшебным Рахманиновым, выглядел на фоне этой нарезки чуть ли не "лоэнгрином", явившимся с неба. Дмитрий Алексеев, член жюри, заметил: "Сейчас уже не так много людей помнят, что когда Клиберн выступал и его передавали по телевидению, то улицы пустели: все шли смотреть телевизор. Это был удивительно трогательный и какой-то уникальный случай. Все были влюблены в Клиберна - и стар, и млад. Такое никогда больше не повторилось на моей памяти".
Надо заметить, что Cliburn Competition прошел в этот раз не только без Клиберна, но и с новой командой и новым президентом Фонда - пианистом и менеджером Жаком Марки, сменившем на посту Ричарда Родзинского. Пока основные организационные схемы и принципы конкурса сохранились в прежнем виде. Конкурс продолжил отмечать свою прошлогоднюю юбилейную дату - 50-летие, собрав архивные материалы и фото в большой буклет и выстроив впервые хронику своей истории и имен, причастных к конкурсу. Продолжились в этом году и веб-трансляции конкурса, которые в режиме он-лайн смотрели 2,3 миллиона человек.
В истории Конкурса Клиберна за 50 лет было немало российских участников. Среди его лауреатов Николай Петров (1962, 2-е место), Владимир Виардо (1973, 1-е место), Александр Торадзе (1977, 2-е место), Алексей Султанов (1989, 1-е место), Ольга Керн (2001, 1-е место), Александр Кобрин (2005, 1-е место). На нынешнем конкурсе российские пианисты присутствовали в рекордном количестве: Никита Абросимов, Алексей Чернов, Юрий Фаворин, Николай Хозяинов, Никита Мндоянц. Победил выпускник Московской консерватории, представитель Украины Вадим Холоденко.
Его выступление стало сенсацией: артистический темперамент, умение "схватить" зал, убедительные интерпретации, целостность мышления. Именно за это он получил 1 место, а также премии за лучшее исполнение камерного сочинения (Квинтет Франка) и лучшую интерпретацию сочинения Birichinо Кристофера Теофанидиса. Как заметил Дмитрий Алексеев: "Иногда на конкурсах происходит открытие, и это открытие произошло. Новый победитель - уже сложившийся яркий артист, который в лучших своих исполнениях достигает вершин, сравнимых с большими великими пианистами". Сразу после церемонии награждения Вадим Холоденко дал интервью "Российской газете":
Что ощущали сейчас, когда Bass Hall буквально "взорвался" от эмоций?
Вадим Холоденко: Для меня это был настолько тяжелый марафон, что я, конечно, понимаю, что произошло что-то большое, но пока не до конца. Настолько я выжат.
Программа на конкурсе Клиберна тяжелая: три сольных выступления, 2 концерта с оркестром. Вы готовили что-то новое к конкурсу?
Вадим Холоденко: На конкурс такого уровня было бы смело брать что-то совсем свежее. Здесь требуется наигранный репертуар. Единственным новым произведением для меня был концерт Моцарта, ну, и специальное сочинение Birichino Теофанидиса. Готовился я совершенно обычно - 8-10 часов в день за инструментом. Вот и все. Меня, кстати, удивило, что мне дали еще спецпризы за исполнение сочинения Теофанидиса и за камерную музыку. Я был уверен, что эти призы дадут тем, кто не прошел в финал.
Вы обмолвились сегодня, что каденцию к 21-му концерту Моцарта, который играли в финале, сочинили прямо в самолете?
Вадим Холоденко: Да, пока я летел в Техас, мне эта каденция пришла в голову. Обычно свои каденции пианисты пишут к тем Концертам, к которым нет авторской или нет такой популярной, как совершенно гениальная каденция Бетховена к 20-му Концерту Моцарта.
Вы родились в Киеве, но окончили Московскую консерваторию и аспирантуру. Как вы оказались в классе Веры Горностаевой?
Вадим Холоденко: Я учился полгода в Киевской консерватории и поехал на конкурс Марии Каллас в Грецию, где взял Гран-при. Там в жюри сидела Вера Васильевна Горностаева, и она позвала меня в свой класс. Это был 2004 год. Восемь лет я занимался с самым замечательным педагогом.
Вы так прочно связаны с Московской консерваторией. Почему не играли на Конкурсе Чайковского, но выбрали Конкурс Клиберна?
Вадим Холоденко: Конкурс Клиберна для меня не так страшен как Конкурс Чайковского. Один выход на сцену Большого зала консерватории чего стоит. В Большом зале надо играть так, как умели играть Рихтер, Гилельс - только с таким наполнением. Ну, а в зале Bass Hall играть очень приятно: акустика зала очень располагает.
Вы имеете представление, какой концертный конвейер ожидает вас после победы на конкурсе Клиберна?
Вадим Холоденко: Мне объяснят. Надеюсь, что контракт не коснется России. У меня уже запланированы концерты на следующий сезон. Я по России прилично поездил - от Калининграда до Камчатки.
Вы победили как гражданин Украины. Кстати, впервые в истории конкурса Клиберна.
Вадим Холоденко: Я родился и вырос в семье, где говорили по-русски. И для меня вообще такое разделение - русские-украинцы - выглядит абсурдным. Моя учеба началась в Киеве. Там у меня были очень хорошие преподаватели: Наталья Гриднева и Борис Федоров. Я рано начал играть на конкурсах. Свой первый взрослый конкурс я играл, когда мне было лет 14 - Конкурс Листа в Будапеште. И потом пошло: конкурсы, конкурсы. Наконец наступил сегодняшний день. Больше я не буду играть на конкурсах.